Перейти к содержанию

Ученые научились пчелы «забили»

Бoлee высoкиe живoтныe, тaкиe кaк oбeзьяны, сoбaки и дeльфины oтличнo пoддaются прoцeссу дрeссирoвки. Тeм нe мeнee, дo нeдaвнeгo врeмeни бытoвaлo мнeниe, чтo бoлee прoстыe организмы, пчелы, в этом случае, неспособны к обучению и получение новых навыков в процессе дрессировки из-за малых размеров их мозга и его маленькие неприятности. Но вот то, что говорят о нем ученые из университета Королевы Мэри в Лондоне (Queen Mary, University of London, QMUL): «Результаты нашего исследования, как последний гвоздь в крышку гроба, внутри которого похоронена идея о том, что маленький мозг ограничивает способность насекомых к обучению и гибкость их поведения».

В своих исследованиях группа из Школы биологических и химических наук QMUL, во главе с профессором Ларсом Читтка (Lars Chittka), обучила пчел играть некий единый мини-футбол, закатывать шары в лунку, которая находится в центре поля. Это было сделано для получения доказательств того, что пчелы могут узнать, как делать что-то, что не связано непосредственно с их поведением в естественной среде обитания.

Процесс дрессировки пчел производился тремя различными способами, в первом случае пчелам показывали, как уже обученный пчела катится шарик, во втором случае ученые катали мяч по поверхности с помощью магнита, а в третьем случае мяч изначально был в яме, в импровизированной «футбольные ворота». И во всех трех случаях в конце каждого этапа дрессировки пчел ожидало угощение — сладкий концентрированный раствор сахарозы.

Больших успехов достигли те пчелы, которым было позволено наблюдать, как другие пчелы выполняют задание с мячом. Более того, некоторые из «новичков» даже изменилась к лучшему способ выполнения задачи, так что все быстрее и быстрее, и возможность, чем их «учителя».

После первоначального обучения, ученые сложнее задача, они разместили на поверхности поля три мяча, которые находятся на разных расстояниях от центрального отверстия. И маленький мозг пчел работал на удивление хорошо, почти все насекомые пытались закатить в центр, ближний к нему шар. Но после того, как ученые приклеили два шара на поверхность, оставляя свободными только самые отдаленные шары, пчелы справились со своей задачей. Кроме того, все пчелы справлялись с задачей, даже при изменении цвета и размера бисера.

«Все пчелы решили, что им задачей самостоятельно. Это говорит о том, что это не просто повторяли то, что им было показано, что в процессе дрессировки, они сделали это грамотно, и сделали в процессе некоторые свои коррективы», — говорит Олли-Й. Лоукола (Francis J. Loukola), один из исследователей, «Все это показывает нам впечатляющие способность пчел к обучению, проявление гибкости их поведения, несмотря на небольшой объем их мозга».