Школьные учителя пытаются сделать учебники интересными

Сeгoдня мнoгo гoвoрят o тoм, чтo учeбники, пo кoтoрым приxoдится учиться сoврeмeнным шкoльникaм, нeдoстaтoчнo кaчeствeнны. Дeлo дaжe нe в тoм, чтo в ниx встрeчaются oшибки, прoстo учиться пo ним нeинтeрeснo. «A рaзвe учeбник мoжeт быть интересным? – спросите вы. – Это же учебник – книга, предназначенная не для развлечения, а для учебы». Верно. Только с чего вы решили, что учеба – это обязательно скучно?

Согласитесь, что на уроке одного учителя считаешь время, оставшееся до звонка, а на уроке другого не замечаешь, как оно пролетело. Даже если оба учителя ведут один и тот же предмет, пользуются одними и теми же учебниками, и проходят одну и ту же тему. Оказывается, урок может быть интересным. Так почему же не может быть интересным учебник? Потому что урок зависит от учителя.

Это он так строит работу, чтобы понять материал было легко, чтобы каждому было интересно. Поэтому урок пролетает быстро, ученики получают хороший результат, им работать удобно, и полученные знания надежно остаются в памяти. А теперь сложите начальные буквы выделенных слов: ЛИБРУН. Аббревиатура шести наречий: легко, интересно, быстро, результативно, удобно, надежно. На языке моих учеников ЛИБРУН – высшая похвала уроку. Может ли учебник получить такую же оценку? Особенно, если это учебник по русскому языку? Он же строится по стандарту: вот правило, вот упражнения, вот контрольные вопросы. Оказывается, может. Если это программированный учебник.

Что значит программированный?

Программированное обучение – обучение с заранее предполагаемым результатом. Принципиальное отличие программированного учебника от обычного в том, что его нельзя читать подряд. Весь материал в нем разбит на мелкие части, или рубрики.

В первой рубрике дается маленький кусочек информации, а затем человек сам должен эту информацию применить: либо вставить пропущенные слова, символы, формулы, либо решить задачу, аналогичную разобранной, либо найти правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. Если он ошибется, ему объяснят, в чем он неправ, и предложат попробовать снова.

Если он был достаточно внимателен, усвоил материал, то в соответствующей рубрике получает подтверждение своей правоты, а затем новый кусочек информации. Таким образом, ученик «обречен» найти правильный ответ. Весь вопрос в том, сколько времени у него займет его поиск. Если материал ему знаком, пройдет программу быстро, за несколько минут, если есть проблемы, будет возвращаться обратно до тех пор, пока не найдет правильный ответ.

Каждый работает в своем темпе: на него не навешивают ярлыков (ты тупой!), ему не нужно доказывать свою конкурентоспособность, ему не мешают думать те, кто понял быстрее, и не тормозят те, до кого еще не дошло. Он не связан рамками урока и получает удовольствие от самого процесса обучения, поскольку сам находит правильный ответ.

Материал в программах расположен по принципу от простого (давно понятого) к сложному и позволяет акцентировать узловые моменты темы (что как раз и должен делать учитель, объясняя суть вопроса). Об этом методе заговорили в Советском Союзе в восьмидесятых годах двадцатого века, когда была переведена с английского и опубликована книга «Химический тренажер» в оригинальном названии «Chemistry made easy».

Дословно: химия, сделанная легкой. Чиновников от образования эта книга не вдохновила, учителей тоже. В книге нашли множество недостатков: не соответствует школьной программе, не так расположены темы, не те формулировки. Короче, учителя пользоваться ей не советовали. Зато ученики, рискнувшие с ней поработать, добились прекрасных успехов.

По меньшей мере 15 человек, которые по ней учились, на выпускных и на вступительных экзаменах получили пятерки (причем у одного из этих школьников уроков химии вообще не было почти 2 года – школа не могла найти учителя). Сегодня многие из моих учеников готовят синтаксис к тестированию по программированному учебнику «Сам себе репетитор. Синтаксис». Оценка – ЛИБРУН.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.