Цветное зрение и музыкальный слух – форма отражения действительности

Людeй, примaтoв и дeльфинoв, крoмe интeллeктa, oбъeдиняeт eщe цвeтнoe зрeниe и музыкaльный слуx. Нe связaн ли сoзнaниe чeлoвeкa с нaличиeм у нeгo цвeтнoгo зрeния, и музыкaльнoгo слуxa? Oкaзывaeтся, эти три прeдстaвитeля, eдинствeнныe млeкoпитaющиe с цвeтным зрeниeм, в тo врeмя кaк eгo имeют бoлee примитивныe живoтныx: рыбы, зeмнoвoдныe и птицы.

Считaeтся, чтo всe млeкoпитaющиe кoгдa-тo имeли цвeтнoe зрeниe, нo в xoдe эвoлюции оно было утеряно ими, предположительно, в связи с переходом их на ночной образ жизни. Известно, что цветное зрение человека, в том числе и приматов, объясняется наличием в строении их глаз трех видов колбочек, каждый из которых чувствителен к одному из основных цветов: синему, желтому и красному, благодаря смешению которых им доступны до 10 млн. оттенков цветов.

С переходом млекопитающих на ночной образ жизни колбочки, реагирующие на красный цвет, атрофировались. Из-за оставшихся двух видов колбочек, окружающий мир им стал видимым лишь в желтом, синем и в их смешении – зеленом цветах. Однако, около 30 млн. лет красные колбочки и вместе с ними и цветное зрение вновь возвращаются к вероятным предкам человека — приматам, как предполагается, из-за необходимости различать ими спелые плоды.

Если целью любого эволюционного изменения является повышение выживаемости вида, то такое предположение о причине повторного обретения приматами цветного зрения не является обоснованным, т.к. у остальных млекопитающих, в том числе и обезьян, только два вида колбочек в глазах. Причина же возвращения цветного зрения, возможно, связана с зарождением в этот период у приматов — предков человека, нового третьего уровня психики — интеллекта, который в дальнейшем у человека трансформировался в сознание.

Новый уровень психики — интеллект потребовал отражения реальности на своем третьем уровне психики, отдельного от уже существующего второго уровня условных рефлексов. Поскольку 80% информации об окружающей среде поступает через зрение, то в первую очередь появился способ отделения интеллектуальной составляющей зрительной информации, например, путем окраски ее в яркие цвета. Способ этот был реализован вернувшимся в глаза приматов третьим видом красных колбочек, позволившим отражать окружающую действительность уже в смешении трех цветов: красного, синего и желтого, т.е., полностью цветным.

Можно предположить, что картина пространства в поле зрения, до попадания ее в поле сознания, отражается в подсознании через желтые и синие колбочки и не осознается человеком. В таких случаях говорят: «Смотрит и не видит» В момент активизации красных колбочек, картина становится видимым, отражаясь в сознании полностью цветным. Современные приборы могли бы подтвердить или опровергнуть данное предположение, если попытаться зафиксировать активность красных колбочек в момент, когда человек присматривается и осознает пространство поля своего зрения.

Таким образом, отражение окружающего мира зависит от того, как человек на него смотрит. Когда он, фиксирует на нем свое внимание, то мир вокруг становится цветным, если погружен в себя, то теряет краски и становится не видимым, желто-сине-зеленым. Поскольку эволюция психики шла путем наслоения новых, совершенных уровней, на примитивные, с сохранением функцией последних, то в реакциях человека на цвета можно проследить проявление всех трех уровней его психики.

Например, человек просыпается от яркого света, который, не попав даже в поле его зрения, воздействует на первый уровень психики – бессознательное, доставшееся ему от простейших животных. Доказательством влияния цвета на второй уровень психики – подсознательное, унаследованное человеком от млекопитающих предков, является его реакция на желтый цвет, широко используемый на практике: ценники в магазинах, дорожные знаки, жилеты дорожников. Как только эти объекты, окрашенные в желтый цвет, попадают в поле зрения человека, то он реагирует на них подсознательно раньше, чем они попадут в поле его сознания.

Можно предположить, что многократно повторяемые человеком операции, требующие со временем все меньшей концентрации его внимания, постепенно со временем вытесняются из сознания в подсознание из-за потери их цветного восприятия. Когда человек не замечая доезжает от дома до работы за рулем автомобиля, то дорожная обстановка находится вне поля его сознания, оставаясь при этом в поле зрения воспринимается им подсознательно в желтом, синем и зеленом цветах.

Первые же поездки по этому маршруту требовали от него предельного внимания, т.е. полностью цветного восприятия. Кроме поля зрения у человека есть еще слуховое поле, звуки из которого могут осознаваться или оставаться в подсознании неслышимыми. Механизм осознания звуков может быть связан с наличием музыкального слуха. На это указывает совпадение времени обретения музыкального звука приматами и возвращения к ним цветного зрения. С точки зрения выживаемости вида в музыкальном слухе, также как и в цветном зрении, не было необходимости.

Возможно, изменения в слухе потребовались для обозначения в шуме ее интеллектуальной составляющей. Так, если простейшие на первом уровне психики воспринимают шум лишь как механическое воздействие, то обезьяна на втором уровне психики, уже выделяет в ней отделенные звуки, а приматы на третьем уровне психики, прислушиваясь, слышат в ней музыку. В пользу этого предположения говорят следующие факты: человек быстрее всего реагирует на команды, подаваемые в виде резких звуков, раньше, чем они попадут в поле его сознания.

Дети начинают реагировать в начале только на простые звуки, а лишь потом начинают обращать внимание на речь и музыку. Дрессировка животных заключается в обучении их командам, подаваемых в виде резких звуков, воздействующих на их психику условных рефлексов. Возможно, в слуховом аппарате человека также скрыт механизм включения музыкального слуха в момент прислушивания к звуку для его осознания.

Можно провести аналогию между разложением белого света на его составляющие краски и выделением из шума музыки, и говорить о ней, как о цветном звуке. Известно, если под грузом проблем человек уходит в себя, то он ничего не видит и не слышит, видимо в такие моменты, окружающий мир отражается лишь в его подсознании в виде картин желтого, синего и зеленых цветов и немузыкальных звуков. Недаром в таких случаях рекомендуют общение с природой, сосредотачивая свое внимание на ее цветных картинах и звуках музыки. Видимо, в определение сознания, данное классиком, как о высшей формы отражения действительности, можно добавить: «… как высшая форма цветного отражения действительности».

Автор Афлятунов Жавдат Зиннатович

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.